Каспийский кластер ОЭЗ: 10 лет инвестиций в будущее


В этом году компании АО «Особая экономическая зона «Лотос» исполнилось 10 лет. О том, каких результатов удалось достичь и каковы дальнейшие планы, рассказал генеральный директор управляющей компании Каспийского кластера ОЭЗ Александр Ким.

Рыбные корма, сухогрузы и иранские чистящие средства

- Александр Владимирович, вы недавно возглавили компанию, как, на ваш взгляд, развиваются ОЭЗ Астраханской области?

- Да, действительно, год назад я стал частью команды АО «ОЭЗ «Лотос». От этого ответственность стала еще выше. Благодаря сплоченному коллективу управляющей компании, а также поддержке правительства Астраханской области и лично губернатора Игоря Юрьевича Бабушкина мы смогли сохранить то, что было сделано предыдущим руководством и, надеюсь, приумножить. Так, в ОЭЗ «Лотос» действуют 16 резидентов, уже работают три завода, готовятся к запуску дополнительные очереди двух предприятий.  Компания «Гекса-Лотос» производит геосинтетику, востребованную на рынке России и стран СНГ. Завод «Рыбные корма» делает корма для аквакультуры по уникальной рецептуре. Продукция предприятия способна обеспечить качественной кормовой базой производителей аквакультуры от Калининграда до Владивостока. Товарами заводов интересуются и в странах СНГ. Судостроительный завод «Лотос» создает суда различной направленности, в том числе в рамках проекта импортозамещения предприятие строит отечественные сухогрузы по российскому проекту для работы в Каспийском море, суда для дноуглубления, а также малый флот. Загруженность предприятия распланирована на несколько лет вперед. В настоящее время правительство задало вектор развития этой отрасли – вместе мы развиваем международный транспортный коридор «Север – Юг».

098A7630_edit_7671876666552.jpg

В процессе еще несколько проектов – в прошлом году губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин принял участие в закладке новых производств на территории ОЭЗ «Лотос» – комплекса по нанесению защитных покрытий и мукомольного завода. Последний уже выходит на стадию монтажа оборудования, скоро предприятие будет выпускать более 130 тыс. тонн муки разных сортов и отрубей в год. А в 2026 году готовится к запуску иранский завод моющих средств «Роза» – на предприятии начали устанавливать оборудование.

Конечно, есть и изменения в силу геополитических и экономических причин – некоторые наши партнеры взяли паузу или отложили планы строительства производств на нашей территории. Переформатирование рынка, разворот в сторону стран Африки, Ближнего и Среднего Востока и Индии, которые случились в последние годы, дает и нам возможность скорректировать план развития Каспийского кластера – подбирать резидентов согласно новым тенденциям и появляющимся логистическим цепочкам. Так, на территории ОЭЗ «Лотос» уже действуют компании с инвестициями из Ирана и Туркменистана. Положительный опыт международного сотрудничества с этими компаниями дает свои плоды – Каспийским кластером ОЭЗ интересуются и другие иностранные компании. Ведутся переговоры с инвесторами из Республики Беларусь, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов.

В 2025 году возможность размещения своего производства в ОЭЗ «Лотос» рассматривают компании с такими направлениями работы, как производство судового оборудования, легкая промышленность, газопереработка, а также пищевое производство.

DSCF1932.JPG

В конце прошлого года резидентом портовой особой экономической зоны стала компания «Астра» с проектом логистического холодильного терминала на 6 тыс. кв. м. Здесь будут перерабатывать и хранить овощи, фрукты и другую сельскохозяйственную продукцию. В настоящее время идет работа по планированию территории будущего терминала.

Якорный резидент ООО «ПЛК «Каспий» продолжает строительство контейнерного терминала, а компания «АгроТерминал Каспий» реализует проект современного терминала для зерновых культур и растительного масла. Запланированная мощность – 900 тыс. тонн зерна и 300 тыс. тонн масла в год с единовременным хранением до 100 тыс. тонн зерновых.

Также в ОЭЗ «Лотос» прорабатывается вопрос строительства причальных сооружений компанией «Агро-Экспорт», которые в будущем лягут в основу реализации национального проекта «Великий Волжский путь» - некогда известного далеко за пределами нашего государства маршрута. Это поможет возобновить логистические цепочки, которые свяжут внутренними водными путями российские регионы, расположенные на Волге.

DSCF1640.JPG - Сколько уже инвестиций вложено резидентами обеих ОЭЗ? Есть ли динамика в этом вопросе?

- На сегодняшний момент инвестиционный портфель Каспийского кластера ОЭЗ составляет порядка 57,9 млрд рублей, из них уже осуществлено около 7,7 млрд, создано более 700 рабочих мест, а в консолидированный бюджет Астраханской области поступило более 519 млн налогов. По итогам прошлого года мы сохранили показатели по количеству действующих резидентов на уровне прежних лет.

Стоит отметить, что компании-резиденты создают на территории Каспийского кластера не просто производства, отвечающие современным технологиям, они изучают опыт мировых компаний, внедряя лучшие наработки. Предприятия создают комфортные условия для своих сотрудников – это не только достойная заработная плата, но и доставка до предприятия и обратно, а также повышение квалификации работников.

Так, АО «Рыбные Корма» стимулирует развитие сотрудников и повышает компетенции своей команды благодаря корпоративным программам – на базе предприятия проводят обучающие мероприятия. ООО «Гекса-Лотос» обучает сотрудников с нуля – компания понимает, что хороший специалист – тот, кто вырос здесь, на производстве. Помимо этого, предприятие проводит мероприятия, направленные на повышение семейных ценностей и формирование корпоративных традиций.

115.jpg

- А как решается вопрос с кадровыми потребностями на предприятиях?

- Кадры – это все же основа предприятия. И чем уже специальность, тем больше труда составляет найти нужного работника. Понимая кадровые потребности наших резидентов, наша управляющая компания сотрудничает с ведущими учебными заведениями Астраханской области, чтобы в регионе росла возможность готовить высококлассных специалистов. Так, на базе Наримановского филиала Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий действует Центр развития профессиональных компетенций. В нем с недавнего времени готовят будущих специалистов для предприятий особой экономической зоны «Лотос»: судостроительного завода и ООО «Гекса-Лотос».

Что касается высших учебных заведений, то студенты Астраханского государственного университета, помимо профильного обучения в вузе, проходят и производственную практику в нашей компании – учатся взаимодействовать с представителями бизнеса. В АО «ОЭЗ «Лотос» работают специалисты со знанием английского, немецкого, японского и китайского языков, а также фарси.

Для студентов проводятся экскурсии на предприятия. Все это помогает выпускникам лучше понять специфику профессии, определиться с направлением, в котором интереснее работать, а нам – подготовить кадровую базу для наших резидентов.

Инфраструктура – ключ к поиску инвестора

DSCF0223.JPG

- Чтобы появлялись новые резиденты, необходимы не только идея, капитал, но и инфраструктура – газ, свет, вода, канализация, дороги. Что уже удалось построить в ОЭЗ «Лотос» и какие планы на ближайшее время?

- Вся необходимая инфраструктура для реализации проектов на территории ОЭЗ уже существует – построены и введены в строй 45 объектов: электро- и водоснабжение, водоотведение, кабельная канализация для сетей связи, автомобильные дороги. В 2025 году планируется возвести еще 4 объекта: 3 автомобильных дороги и распределительный пункт №4. Также на территории восточного участка ОЭЗ «Лотос» откроется временный автомобильный пропускной пункт. Строительство объектов осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области, выделенных управляющей компании в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 №1704.

На подходе запуск газораспределительной станции «Лотос», которая даст возможность строительства производств по переработке природного газа. Это стало возможным благодаря программе развития газоснабжения и газификации Астраханской области – за счет средств ПАО «Газпром» построены газопровод-отвод и газораспределительная станция производительностью 200 тыс. м3/час. Станция обеспечит потребности в газе действующих и будущих резидентов ОЭЗ «Лотос», создаст резервные мощности для перспективных проектов.  Также к сетевому топливу в будущем планируется подключить газотурбинную электростанцию установленной мощностью 70 МВт для электроснабжения предприятий резидентов ОЭЗ.

- Как инфраструктура влияет на привлечение резидентов?

- Любой бизнес легче строить там, где уже есть налаженная сеть коммуникаций. Особая экономическая зона изначально задумывалась как территория, предоставляющая выгодные и удобные условия для размещения производства. Инвестиционная привлекательность ОЭЗ определяется именно наличием подготовленных условий. Ранее наблюдались задержки со строительством объектов по объективным причинам. Это, конечно, снижало уровень доверия инвесторов, влияя и на общий показатель привлекательности площадки. Но те компании, которые поверили нам изначально, сейчас успешно реализуют свои проекты и планируют расширять производство. В том числе и за счет введенных инфраструктурных мощностей.

Ключевой логистический хаб на Каспии

DSCF1387.JPG

- Еще одной страницей истории компании стала созданная по поручению президента в 2020 году портовая особая экономическая зона. Как сейчас развивается данная ОЭЗ?

- Проект портовой ОЭЗ довольно молодой – мы приступили к строительству сравнительно недавно. Этому предшествовала большая работа по проектированию и согласованию документации. В рамках развития портовой ОЭЗ ведется обустройство № 8-9 причала морского порта «Оля». Инфраструктурные социальные объекты (сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, дороги и пр.) строятся за счет средств федерального бюджета – Правительством РФ выделено более 2,5 млрд рублей. 

На территории ПОЭЗ уже возведены склады для временного хранения зерна, построена дорога к причалам. Введен в эксплуатацию морской грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Строятся крановые пути, открытый и крытый склады для контейнеров и генеральных грузов, инженерные сети (электроснабжение, водоснабжение), транспортная инфраструктура и здание управления портом. Ввод в эксплуатацию объектов портовой ОЭЗ планируется в 2026 году.

DSCF1447.JPG

- Что даст строительство портовой ОЭЗ для региона?

- Астраханская область – уникальный регион, который благодаря своему географическому положению является форпостом транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг». В последние годы грузооборот через наши порты увеличился и продолжает расти. В том числе благодаря росту торговых отношений с дружественными странами.

Наращивание портовых мощностей, создание современной инфраструктуры усилит этот эффект, создаст дополнительные инвестисточники в экономику региона, рабочие места.

Уже сейчас резиденты ПОЭЗ готовы вложить более 30 млрд рублей в свои проекты. Объем осуществленных инвестиций на данный момент составил более 750 млн рублей, создано около 40 рабочих мест. Это важно и в контексте развития районов области – там, где появляется работа, там строится жилье, дополнительная инфраструктура.

По нашим подсчетам, потребность в кадровом ресурсе действующих предприятий резидентов ОЭЗ «Лотос», а также компаний, проектирующих заводы, к 2030 году составит порядка 1,5 тысяч человек. С развитием портовой ОЭЗ количество требующихся сотрудников составит около 2 тысяч человек.

- Каким вы видите Каспийский кластер ОЭЗ в ближайшие 10 лет?


- Создание особых экономических зон в России – очень важный инструмент в развитии экономики нашей страны. Отрадно, что несмотря на изменение геополитической ситуации, мы находим решение для дальнейшего роста. Астраханский кластер ОЭЗ имеет большой потенциал – регион находится в уникальной логистической позиции, обладает достаточной производственной и сырьевой базой, предлагает выгодные условия локализации производств. Это дает возможность строить успешные партнерские отношения с другими странами, в т.ч. и в рамках развития МТК «Север – Юг».

DSCF0284.JPG

Так, к региону и нашим ОЭЗ выражают интерес компании из стран Каспийского бассейна, Индии, Пакистана. Среди них наши партнеры из Исламской Республики Иран – крупнейший на Ближнем Востоке Фонд «Мостазафан» и логистическая компания «Хазар Си Шиппинг Лайнз». Компании заинтересованы в развитии логистических цепочек между Россией и Ираном. При участии резидента портовой ОЭЗ и Фонда «Мостазафан» в 2023 году была создана совместная российско-иранская компания для организации автоперевозок между северными и южными портами Ирана. Ранее этот участок был логистическим пробелом внутри страны и создавал определенные трудности.

Как вы знаете, недавно вступило в силу соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Исламской Республикой Иран. Оно открывает новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества и для резидентов астраханских ОЭЗ: практически все товары, произведенные в России, будут иметь уникальные условия доступа товаров на иранский рынок.

Благодаря строительству портовой особой экономической зоны мы сможем говорить и о развитии нового транспортного маршрута с судоходными линиями, выгодными тарифами, а также экономией времени с регулированием на государственном уровне. В настоящее время совместно с Торгово-промышленной палатой Астраханской области прорабатывается вопрос о создании системы единого окна для морских грузоперевозок на транскаспийском маршруте международного транспортного коридора «Север – Юг».  Предполагается, что такая система позволить оформлять все необходимые для отправления, сопровождения и получения грузов документы в одном месте, а не в разных, как это работает сейчас. Такой подход снизит цены на услуги оформления, тарифы, а также позволит осуществлять государственный контроль без лишних временных затрат.

Правительством ведется огромная работа по развитию транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг»: это и дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала, и строительство и ремонт новых железнодорожных путей, автомобильных дорог. Все это создаст уникальную среду для развития и Каспийского кластера ОЭЗ – резиденты охотнее приходят туда, где есть налаженная инфраструктура, логистические и производственные возможности.

DSC00373.JPG

- Есть ли уже какие-то новые направления для развития астраханских ОЭЗ?

- Конечно. По поручению правительства региона планируется создать промышленный судостроительный кластер на базе особой экономической зоны «Лотос». Участники этого проекта производят импортозамещающую продукцию в сфере судостроения и пользуются льготами по государственной программе развития промышленных кластеров в России. Как вы знаете, в этом году стартовал национальный проект «Производство транспорта». Он, в том числе, направлен на увеличение объёмов строительства судов и оборудования для них.

Наш якорный резидент судостроительный завод «Лотос» славится своими судами с 80-х годов. Однако еще до недавнего времени оборудование для них закупалось в том числе и за рубежом. Сейчас, в силу разных причин, используется не уступающая по качеству импортозамещающая продукция. В  промышленном судостроительном кластере такое оборудование или комплектующие к нему можно будет производить на территории ОЭЗ «Лотос». Как пример – компания «РК Инжиниринг», которая реализует проект производственного центра по нанесению покрытий, защищающих от всех видов коррозии.  Такое покрытие особенно востребовано в судостроении, нефтегазовой сфере, энергетическом машиностроении и авиастроении, т.к. помимо защитных свойств улучшает технологические возможности оборудования и деталей.

Таким образом совместными усилиями резидентов ОЭЗ мы сможем внести вклад в развитие данного проекта и создать мощную сеть производства от запчастей и оборудования до высококлассных судов. А они в свою очередь будут использоваться для внутренних водных путей, а также на транскаспийском маршруте международного транспортного коридора «Север-Юг».

Планов, на самом деле, много. Благодаря поддержке губернатора Астраханской области Игоря Юрьевича Бабушкина, а также регионального правительства мы повышаем инвестиционный потенциал области, развиваем международный транспортный коридор «Север – Юг». В ближайшее время продолжим строить инфраструктуру, разрабатывать новые решения для привлечения резидентов и создавать рабочие места, так необходимые региону.