На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»

На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»
На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»
На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»
На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»
На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»
На ПМЭФ-2023 обсудили перспективы и возможности МТК «Север - Юг»

В северной столице России завершился Петербургский международный экономический форум. Каспийский кластер ОЭЗ стал ключевым проектом выставочного стенда Астраханской области. Делегацию региона возглавил губернатор Игорь Бабушкин. В деловых мероприятиях форума принял участие генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин.

Одной из тем ПМЭФ 2023 стал международный транспортный коридор «Север – Юг». Президент Российской Федерации Владимир Путин, обращаясь к участникам пленарного заседания XXVI Петербургского международного экономического форума, отметил, что в ближайшее время увеличение возможностей морских портов будет в центре внимания.

«Особое внимание будем уделять коридору «Север – Юг». Планируем к 2025 году удвоить, а к 2030 году утроить объём экспортных перевозок по этому маршруту. В мае, как многие знают, заключили с иранскими партнёрами соглашение о строительстве недостающего железнодорожного участка на иранской территории. Также ведём дноуглубительные работы на Волго-Каспийском канале: уже в этом году он сможет принимать суда с осадкой 4,5 метра», - отметил Владимир Путин.

Логистические вопросы, связанные с транскаспийским маршрутом, обсудили на кругом столе «Развитие экономического сотрудничества в рамках МТК «Север – Юг»: автомобильный транспорт как важная часть мультимодальных перевозок». Участниками мероприятия стали помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, министр транспорта РФ Виталий Савельев, министр дорог и городского развития Исламской Республики Иран Мехрдад Базрпаш, министр торговли Исламской Республики Пакистан Мухаммад Суале Ахмад Фаруки и другие.

По оценкам экспертов грузопоток по МТК «Север - Юг» в 2023 году составит 17,6 млн тонн с перспективой роста до 41 млн тонн к 2030 году. В транскаспийский маршрут входят водные, железнодорожные и автомобильные пути. На долю последних приходится до 80 % от общего объема грузов. За прошлый год такие грузоперевозки выросли в 2,5 раза. Автотранспорт активно используется для перевозки грузов из Европы и России в Иран до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе и далее морским транспортом до индийского порта Мумбай в Индийском океане.

На сессии «Преференциальные режимы: стабильные условия и качественная инфраструктура для инвесторов» генеральный директор АО "ОЭЗ "Лотос" принял участие в качестве спикера. Сергей Милушкин отметил уникальность созданной в Астраханской области портовой ОЭЗ, так как она является единственной в России с уклоном на морскую логистику и связанные с ней проекты. Сегодня здесь реализуется проект по строительству первой очереди современного контейнерного терминала, а также мощностей для перевалки зерна и масла. После запуска второго этапа развития портовой ОЭЗ в районе ильменя Забурунный суммарная мощность портовых мощностей составит порядка 20 млн тонн грузов в год.

«Мы начали строительство объектов в портовой ОЭЗ и к осени следующего года будем готовы принимать грузы по МТК «Север-Юг». Здесь будет работать современный контейнерный терминал, который важен для всех российских регионов. Портовая ОЭЗ в Астраханской области признана стать крупным логистическим хабом в Каспийском регионе, соединив прикаспийские государства, Индию, Юго-Восточную Азию, а также арабские, африканские и другие дружественные страны. Мы являемся первопроходцами, потому что таких портовых ОЭЗ в России не было. Очень много моментов, здесь мы постоянно на связи с Минэкономразвития России, потому что некоторые преференции впервые приходится применять и необходимо держать руку на пульсе», — рассказал Сергей Милушкин.

На площадке форума состоялась встреча с Министром дорог и градостроительства Ирана Мехрдадом Базрпашем. Управляющая АО «ОЭЗ «Лотос» имеет продуктивные деловые связи с соседями по Каспию, особенно с Ираном. Ранее было подписано соглашение о сотрудничестве с экономическими зонами Энзели и Чабахар, крупным иранским Фондом Мостазафан. В астраханской промышленной ОЭЗ строится первый в России завод моющих средств иранских брендов. Есть заинтересованность иранских компаний участвовать в реализации проектов на территории портовой ОЭЗ, а также развивать судоходство и снимать барьеры на транскаспийском маршруте. В этом году резидент портовой особой экономической зоны ООО «ПЛК «Каспий» и крупнейший иранский фонд «Мостазафан» создали транспортную компанию, которая будет осуществлять транзит грузов автомобильным транспортом из северных портов Ирана в южные. Иранская компания выступит гарантом своевременной подачи машин и сохранности грузов, а российская судоходная компания займется обеспечением линии грузоперевозок судами.

В рамках Петербургского международного экономического форума генеральный директор управляющей компании Каспийского кластера также провел ряд встреч и переговоров с представителями российских и зарубежных компаний в сфере логистики, грузоперевозок и промышленности, государственных ведомств и корпораций, а также банковских и других организаций.