Развитие коридора «Север - Юг» стало ключевой темой форума «Россия – Исламский мир: KazanForum»

Развитие коридора «Север - Юг» стало ключевой темой форума «Россия – Исламский мир: KazanForum»

В Казани прошел XIV Международный экономический форум «Россия — Исламский мир». Представители из 85 стран мира обсудили важнейшие вопросы взаимоотношений между странами, а также пути решения появляющихся новых экономических задач.

Ключевой темой мероприятия стало развитие международного транспортного коридора «Север — Юг». В круглом столе, посвященном этому вопросу, приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин, Государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль-Зеюди, замминистра сельского хозяйства Ирана Алиреза Пейманпак, Генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана Мамметхан Чакыев, Раис Республики Татарстан, председатель группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Рустам Минниханов и другие. Астраханскую область представил губернатор Игорь Бабушкин, генеральный директор управляющей компании Каспийского кластера АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин также принял участие в круглом столе в качестве спикера.

— Развитие транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива является приоритетом для Российской Федерации. Мы постоянно работаем над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересованы в развитии коридора «Север — Юг». Мы считаем, что к 2025 году грузооборот в этом направлении должен вырасти в два раза — не менее чем до 30 млн т, а к 2030 году — до 35 млн т. Это на 155 % больше по отношению к 2021 году, — рассказал зампред Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Общий объем инвестиций в развитие коридора на 2022–2030 годы составит 280 млрд руб. Это не только развитие его транспортно-логистической инфраструктуры, но и стратегическое превращение его в коридор экономический, который помимо торговли обеспечит устойчивые кооперационные связи.

По словам губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, сегодня МТК «Север — Юг» является ключевой внешнеторговой артерией России для выхода на глобальные рынки. Он существенно увеличит торговый потенциал России, стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.

— Астраханская область является одним из ключевых транспортно-логистических узлов МТК. В регионе сформирован Каспийский кластер, куда вошли ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос» и портовая особая экономическая зона, имеется развитая портовая инфраструктура — Астраханский консолидированный порт и морской торговый порт Оля общей перегрузочной мощностью около 16 млн тонн, открытые для захода иностранных судов. Обеспечена круглогодичная навигация, в зимний период осуществляется ледокольная проводка судов. Все это позволяет выполнять поставленную Президентом России Владимиром Путиным задачу по укреплению взаимодействия России с партнерами на Каспии через создание мощного транзитного центра на базе нашего региона.

Уже сейчас грузооборот в Астраханской области показывает стабильный рост. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года он составил 72%. Перевалка контейнеров через астраханские порты выросла в 4 раза. Более чем вдвое увеличилась перевалка продуктов, на 90% — перевалка оборудования и пиломатериалов, на 30% — зерна. А запуск строящегося современного контейнерного терминала и терминалов для обработки зерновых культур и растительного масла позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год.

Рост грузооборота в рамках МТК требует также строительства нового современного флота. Астраханские верфи уже выполняют масштабные заказы. В начале мая на площадке судостроительного завода «Лотос» — резидента особой экономической зоны были заложены сухогрузы-контейнеровозы по российской разработке. Они позволят перевозить грузы как по реке, так и по морю.

В рамках реализации проекта портовой особой экономической зоны в Астраханской области начинается строительство инфраструктуры первого этапа ОЭЗ.

— Мы приступаем к главному этапу обустройства территории 8 и 9 причалов порта Оля — строительству инфраструктуры на площади около 16 га. Прошли все необходимые конкурсные процедуры, заключен контракт с подрядчиком, — сообщил генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин.

В рамках проекта будут построены открытые площадки для перевалки контейнеров и генеральных грузов, закрытый склад для комплектования контейнеров сборными грузами, подкрановые пути и др. Первая очередь портовой ОЭЗ будет представлять современный терминал для приема контейнерных и генеральных грузов, а также масляный и зерновой терминалы. Вторая очередь предполагает строительство нового грузового района в районе ильменя Забурунный с созданием порядка 18 причалов.

Участники встречи отметили важную роль международного транспортного коридора «Север — Юг» в развитии отношений между странами. По объемам грузопотока транспортный коридор будет сопоставим с Суэцким каналом и достигнет показателя в 100 миллионов тонн в год. На первом этапе он составит порядка 15-30 миллионов тонн.

— Мы вместе должны создать новые условия для транспортировки грузов. Транспортный коридор «Север — Юг», в отличие от других мировых маршрутов, мультимодальный, здесь участвуют все виды транспорта, — отметил помощник Президента РФ Игорь Левитин. Он также добавил, что нужно создать такие условия, чтобы груз был доставлен до места назначения без остановок на границах — такие технологии для этого сегодня существуют.